Новости
Анонсы концертов
Биография
Дискография
Продюсирование
Музыка
Материалы в СМИ
Технический райдер
Контакты
Рассылка
Друзья и партнёры


english
музыка >> Джаз >> Даниил Крамер

Музыка

Джаз

Даниил Крамер

Крамер и Лахути расшевелили даже потолок

Очередное выступление прославленного джазмена Даниила Крамера вызвало большой интерес тольяттинцев. Но на сей раз публику интересовал не столько музыкальный гений Крамера, сколько его партнер по сцене — молодой скрипач Феликс Лахути.


Феликсу Лахути 30 лет, он играет на электроскрипке. В 1993 году он закончил музыкальный колледж имени Гнесиных и с тех пор успел поработать с музыкантами самых разных жанров и направлений. Он записывал альбомы с Филиппом Киркоровым и Гариком Сукачевым, группой «Браво», Александром Цекало и многими другими поп— и рок-исполнителями. Он неоднократно становился лауреатом джазовых фестивалей и работал с такими прославленными джазменами как Игорь Бутман и Алексей Козлов, Дидье Локвуд и Harlem Blues Jazz Band Луи Армстронга и др. У него были проекты с этно-коллективами из Таджикистана, Индии, Армении, Азербайджана и Тувы. А столичная клубная публика хорошо знает его по работам с ди-джеями Грувом и Санчесом, Марьяновым и Листом, Zig-Zag и Smile и многими другими. Кроме того, Феликс сам сочиняет, аранжирует музыку и поет. И прославился как адепт стиля фанки.

И вот этот разносторонний музыкант в дуэте с Даниилом Крамером, который известен нам прежде всего как джазмен и великолепный исполнитель классической музыки, должен был выступать в филармонии в рамках абонемента «Джазовая музыка в академических залах».

Такая пара не могла не заинтриговать. Зал филармонии был полон.

Они и правда звучали необыкновенно. Феликс заставлял свою электроскрипку и плакать, и исполнять какой-то кошачий блюз, и звучать как контрабас и электрогитара... Сочетание электроскрипки и бархатных звуков рояля создавало необыкновенный авангардно-тонизирующий коктейль. А уж когда Крамер по обыкновению начал притопывать за роялем, а Феликс запел, отбивая таким образом рваный ритм... Зал аплодировал после каждого соло.

И только неприлично громко дребезжащий потолок зала и периодически фонившие динамики мешали в полной мере насладиться чудным джазом.


Его руки созданы для скрипки


Естественно, местные журналисты не упустили возможности пообщаться с музыкантами. И если Даниил Крамер для Тольятти как родной, то столичная «штучка» Феликс Лахути вызвал большой интерес.

— Феликс, мы ничего о вас не знаем, кроме того, что у вас персидские корни. Расскажите о себе: как вы музыкой занялись, кто ваши родители?

— Персом был мой дедушка по линии отца. У меня почти нет русской крови, у меня очень крутой замес: персы, турки, евреи... Мои родители родились в Москве. Они занимались в детстве музыкой, но профессиональными музыкантами не стали. Но они меломаны, и меня на музыке растили. А потом обнаружилось, что у меня отличный слух. И тогда они решили дать мне музыкальное образование. Осмотрев мои руки, все поняли, что они не очень подходят для фортепиано, но зато абсолютно подходят для скрипки. И отдали меня в музыкальную школу при консерватории Чайковского. Где-то уже в средних классах школы я стал испытывать сильную тягу к ритмичной музыке, видимо, гены взяли свое. Между занятиями классической музыкой я садился за фортепиано, играл буги-вуги, начинал импровизировать, вызывая восторг у своих сверстников и большое недовольство педагогов. После чего одна дорога мне была — на джазовое отделение музучилища, где скрипачей практически и не было. В связи с этим начальство училища мне сказало, что, поскольку официально на факультете нет скрипки, я буду изучать бас-гитару. И сделали меня басистом. В общем, несмотря на молодой возраст все анекдотические явления «совка» я испытал на себе.


«Лед и пламень не столь различны меж собой»


— Как сложился ваш дуэт?

Крамер: Мне о Феликсе много рассказывали разные музыканты, в частности те, кого я уважаю и мнение которых для меня значимо. Потом Феликс начал очень активно прогрессировать в Москве, его имя стало все чаще и чаще мелькать в афишах, сообщениях... И мы с ним встретились. Потом я пробовал Феликса без себя: я пригласил его в Ереван, где делал большой джазовый концерт — подарок от мэрии Москвы Еревану. В том концерте принимали участие Игорь Бутман, Феликс Лахути, Анна Бутурлина, Сергей Манукян... И я увидел Феликса в деле, причем поставил его сразу в ситуацию сложного джем-сейшна, которую он с честью выдержал и завел публику, сразу проявил себя очень эффектно. После чего у меня возникла мысль пригласить его для совместных выступлений. Мы вместе сыграли два примерочных концерта — в Казани и Жуковском. И вот сегодня мы отыграли уже четырнадцатый концерт.

— А что именно в вас совпало?

Крамер: В нас почти ничего не совпадает. Совершенно не обязательно для музыкантов, чтобы в них что-то совпадало. Бывает, что музыканты великолепно играют друг с другом именно потому, что в них практически ничего не совпадает. И весь интерес состоит в том, чтобы найти эти точки совпадения, этот компромисс. У нас с Феликсом очень разные, иногда прямо противоположные воззрения на исполнительство, на музыку, и это здорово. Потому что было бы очень плохо, если бы я мыслил как Феликс, а Феликс мыслил как я.

Лахути: У нас совпадает одна вещь: то, что мы умеем музыку на ходу сочинять.

— Феликс, вы работали с разными музыкантами. А с Киркоровым что-то общее нашли?

— Это была профессиональная работа. Надо было исполнить партию не скрипки даже, а струнных, так и написали на диске.


В первый раз


— А какой творческий союз был особенно яркий для вас?

— Работа с Даниилом Крамером, пожалуй. Сейчас у меня много чего происходит впервые в жизни, если рассматривать с музыкальной, профессиональной стороны. Я еще не ездил в такие туры по стране — по 15 городов подряд, как с Даниилом Борисовичем. Я не играл серьезных концертных филармонических программ в такой дуэтной форме. Обычно это были более большие составы, включающие в себя бас, барабаны... Минимум это было трио «Орнамент», но все равно там были барабаны... А этот тур... Здесь слушатель даже становится зрителем, потому что надо еще и видеть все, что происходит на сцене.

— Состояние сегодняшней площадки вам не очень настроение испортило?

Крамер: Нет. Площадки бывают разные, и аппаратура бывает разная...

Лахути: Вы представляете, мы проехали 14 городов, и если бы после каждого концерта у нас портилось настроение!.. Нас в психушку отвезли бы просто.


Что они слушают по утрам


— Какую музыку вы слушаете утром, когда просыпаетесь?

Лахути: Музыку, которая настраивает меня на правильную волну, после чего я весь день нахожусь в правильном ритме.

Крамер: У меня по-разному. Бывает, что не я музыку включаю, а дочка. Если мне нравится, я открываю дверь и слушаю. Еще мне нравится, когда дочка убирается: она включает огромный магнитофон, и на всю квартиру звучит какая-нибудь классная музыка, не всегда джазовая, а она по всей квартире порхает. А бывает, что свое утро я начинаю с прослушивания того музыкального материала, который мне присылают. Бывает, что среди всего этого количества музыки попадается что-нибудь хорошее.

Автор: Наталья Мишанина
Источник: Газета "Площадь Свободы"